ФЭНДОМ

Период Вейяр-оулусехс (Период воюющих улусов) - период в истории Альтрасов от получения ими независимости после распада РС в августе 2014 года до создания единого Альтрасского государства.

Предыстория

Первое Альтрасское государство, существовавшее в 2011-2012-ых годах, было разгромлено Синими при помощи МС, из-за чего Альтрасы более двух лет не имели собственной страны, хотя пытались восставать против различных владельцев с целью реставрации государства.

Шанс на обретение свободы Альтрасы получили лишь в августе 2014-ого с уходом Миликимби, из-за которого произошёл распад и раздел РС между существовавшими на её территории народами и членами Федерации Синих. Один из народов, что обрели свои государства и независимость, были Альтрасы.

Формирование Вейяроулусехской системы

Клановая независимость

Независимость обреталась Альтрасами разбойным и бандитским размахом - каждый, кто имел желание и возможности, формировал отряды элитных бойцов (некоторые имели их и до этого, используя в восстаниях против иноземцев) и захватывал то, что мог. Альтрасы не осознавали себя единой нацией, а многие из них не обладали гражданственностью и самосознанием, предпочитая просто кочевать и радоваться жизни вне зависимости от владельца своих земель.

В итоге был произведён раздел Альтрасских территорий, не занятых силами иных государств (например, Залесской республики), между влиятельными кланами. Всем, однако, казалось, что раздел земель произошёл не так, как нужно, и кланы регулярно устраивали войны и стычки между собой, превращая Альтрасские земли в бурлящий котёл.

Недостатки клановой независимости. Энзельханат

У Альтрасов не было никакой центральной власти, да и вообще не было никаких сил, правительств или органов, кроме военных и клановых, не было даже нации. Несмотря на попытки предводителей Альтрасских кланов легитимизировать своё правление, создание государственных институтов и государств (ханств) в принципе, это было не слишком эффективно.

Такой расклад был очень плох с точки зрения дипломатического признания - мировое сообщество попросту не знало и не понимало, что творилось у Альтрасов, и поэтому имелся высокий риск того, что соседние страны или вновь объединившаяся РС выдвинет претензии на земли Альтрасов и нанесёт удар, по одиночке разгромив все кланы и лишит Альтрасов свободы.

Именно поэтому был созван Великий Совет в Арнегеле, где часть предводителей альтрасских кланов должны были решить судьбу своего народа. Итогом стал Арнегельский трактат, по которому:

  • провозглашалось Государство Альтрасов с центром в Сенсале, столице Альтрасской орды в 2012-ом до падения;
  • лидером государства являлся столичный Энзельхан, первый среди ханов, который должен был избираться каждый раз после смерти предыдущего из числа всех Альтрасов как наиболее достойный. Выборы были непрямыми - каждый округ имел несколько выборщиков от каждого сословия, коих было 3 - свободный люд, некрупные землевладельцы и ведущие своё дело и знать, имевшие соответственно 1, 50 и 250 голосов, причём ханы не имела права оказывать влияние на ход выборов. Карта округов при этом так и не была составлена
  • права иных ханов и улусов предписывалось сохранить
  • кроме того, широкие права имели города
  • вольное альтрасское кочующее население должно было иметь свободу передвижения и ведения хозяйство, никто не имел право поработить свободного Альтраса.

Энзельхан смог добиться международного признания независимости Альтрасов, хотя на деле не контролировал и трети заявленных владений. Из-за этого на картах государство Альтрассов отмечалось не как "Альтрасское государство", "Альтрасский Энзехельханат" или как "Альтрасская конфедерация", а как "Орда Альтрасов" или "Орды Альтрасов".

Энзельханат Ормейкларкой

Ликвидация Сенсал-Лейякайхартуйского Энзельханата

Арнегельская система не получила поддержки среди большинства ханов. Многие не все ханы поддержали и признали Арнегельский трактат, считая, что он ущемляет их права. Другие думали так же, считая, что он нужен лишь для возвышения дома Лейякайхартуй, который владел Сенсалом и чей лидер был избран Энзельханом, но желали сами стать лидерами.

После недолгого времени относительной стабильности дому Лейякайхартуй и всей Арнегельской системе был брошен вызов. Коймак Ормейкларкой, авантюрист, лидер большого клана, только недавно захватившего Ротархес, вторгся во владения Лейякайхартуйцев, разорив Сенсал и взяв Энзельхана в плен и казнив его, перед этим объявив от имени его правительства об отмене Арнегельского трактата и будущем его пересмотре.

Коймак

Коймак провозгласил себя новым Энзельханом якобы по завещанию старого. Народ ответил на это молчанием, а другие ханы были довольно отменой Арнегельского трактата.

После этого Коймак покинул Сенсал, который он назвал "городом разврата, порока и упадка" и вернулся в Ротархес, перенеся таким образом столицу и создав новый Энзельханат, именуемый Ротарх-Ормейкларкойским. При этом права Энзельхана не были нигде систематизированы, и его роль, обязанности и права не были ясны. Впрочем, Коймак этим был удовлетворён, ибо соседние улусы были к нему лояльны.

Кирлем

Его молодой сын Кирлем был более деятельным и амбициозным. Он стремился к абсолютной власти и провозглашению себя кайдгеданом (так именовались абсолютные правители старого Альтрасского Ордынского Государства). Он пригласил на пир несколько соседних ханов и убил их, после чего занял их владения. После того, как он объявил о присоединении их владений, его улус стал самым крупным. Пользуясь этим, он объявил о реформах, через день выдав "Положение о порядке", по которому Альтрасское государство провозглошалось унитарной монархией во главе с Энзельханом-Кайдгеданом, а улусы объявлялись временно дарованными ханами государственными владениями.

Такие резкие и дерзкие действия вызвали моментальную реакцию. Остальные ханы сформировали коалицию против Кирлема, одной из значимых фигур которой был Эргос Хайяра, отец которого был убит Кирлемом. Началась гражданская война. Большая часть ханов хотела не столько откатить реформы и проучить Кирлема, сколько занять его место. В итоге подсуетился именно Эргос, занявший Ротархес и обезглавивший всех Ормейкларкоев.

Энзельханат Хайяра

Эргос Хайяра провозгласил себя новым Энзельханом, призвав остальных ханов признать завершение войны. Он, истребив клан Ормейкларкой, раздал его земли старым владельцам, своим соратникам и лояльным себе мелким кланам. Боясь повторить судьбу предшественника, Эргос не проводил поспешных реформ - даже никаких собственных уложений он не принял, поэтому положение Энзельхана осталось неясным.

Лишь брат внука Эргоса, Дайярх, принял Кодекс Хайяра. Он гарантировал свободу улусов - они были вассалами Энзельхана и обязаны были предоставлять часть войск лишь для подавления восстаний - и непокорного населения, которое стали закрепощать (!), и излишне амбициозных ханов, - и для отражения атак внешних врагов.

В остальном период Ротарх-Хайяра был периодом стабильности. В это время утвердили своё влияние основные кланы-улусы, завершено дробление земель.

Энзельханат Зейякольр-Фарейявелл

Преемник Хайяры. Четырёхлетняя война

Энзельханат Хайяра стал первым, закончившим своё существование мирно - род Хайяра попросту угас. Из-за этого возникла проблема преемственности - последний Хайяра не оставил завещания, и на Ротархес выдвинули претензии различные представители боковых родов Хайяра, которые не имели крупных владений и из-за этого для занятия Ротархеса нуждались в поддержке более сильных покровителей. Несколько претендентов смогли найти таких покровителей - Жергонт Хайяр-Конвар, Эрсоф Лихар, и Ормайр Зейякольр. В итоге война трёх претендентов стала войной их покровителей и союзников покровителей, втянувшая почти все улусы в войну.

В итоге победу одержал последний претендент, которому покровительствовал клан Фарейявелл.

Энзельханат Двух Родов

В течение всего своего правления Ормайр и все Зейякольры отдавали долг Фарейявеллам за занятый железом и кровью Ротархес. Фарейявеллы заключали браки почти что всегда с Фарейявеллами, они же назначались министрами, чиновниками и управленцами родовых Энзельханского правительства и владений. Влияние Фарейявеллов было настолько значительным, что они считались второй Энзельханской династией, а Энзельханат Зейякольров именовался Энзельханатом Зейякольр-Фаркйявелл или Энзельханатом Двух Родов.

Эпоха Вейяроулусехс вступила в период расцвета - кланы и улусы непрерывно воевали между собой за землю, что порой оборачивалось всеальтрасскими войнами, а Ротархесский Энзельханат стабилизировался.

Энзельханат Фарейявелл. Золотая эпоха

Династическая политика Зейякольров с Фарейявеллами неизбежно привела к поглощению первого рода вторым и унаследованию Ротархеса Фарейявеллами.

Фарейявеллы проводили сбалансированную, но либеральную политику, пытаясь препятствовать закрепощению Альтрасов и модернизации. В итоге веяния с развитого Континента всё же проникли к Альтрасам. Многие улусы провели модернизацию, обновили оружие, начали развивать военную промышленность и даже стали именовать себя лордами на манер цивилизованных стран. Изначально лордами ханы себя провозглашали произвольно, так как это нигде не было прописано, однако статус лордств был урегулирован Фарейявеллами в специальном постановлении - лордами могли себя провозгласить лишь потомки древних альтрасских аристократических родов и хранители древних священных городов, всё это при условии модернизации и гарантии свобод населения. Это быстро отбило у ханов желание титуловаться по-западному, дабы не жить по-западному. Единственными лордами были Фарейявеллы (они не владели иными священными городами, кроме Ротархеса, но присвоили себе этот титул), любые энзельханы, Айдельгерейны, хранители Кастема, и Кайламанайры, хранители Кастема.

Правление Фарейявеллов с их крупным и сильным центральным улусом и началом веяний с запада, совпавшими с миром и затишье в альтрасских землях, был золотой эпохой Вейяроулусехса.

Падение Фарейявеллов

Падение Фарейявеллов пришло неожиданно - никто из ханов, в отличие от прошлых энзельханов, не желал им зла и не пытался узурпировать власть. Фарейявеллы были свергнуты в период ослабления восставшим безродным наместником Эргоем в области Маверхолда, который заживо сжёг основных Фарейявеллов в их резиденции и занял Ротархес, основав собственную династию, именуемую Маверхолдским домом, и недолговечный Ротархесско-Маверхолдский Энзельханат.

Продержался безродный выскочка совсем недолго - ханы и кланы, верные Фарейявеллам, вместе с оставшимися в живых правителями этого рода, организовали поход и выбили Эргоя из Ротархеса и Маверхолда (над последним ему позже удалось восстановить контроль). Однако Терхарт Фарейявелл, законный преемник Фарейявеллов, зная о своих слабых способностях, отказался от Ротархеса и предложил организовать выборы, предусмотренные Арнегельским трактатом. Эту инициативу широко поддержала мелкая безземельная знать и интеллигенция.

Пять выборных энзельханов

Выборы были всё-таки проведены, но не по округам, как было запланировано, а по владениям-странам, границы которых к тому времени редко менялись. Кроме того, рядовые альтрасы не могли голосовать из-за крайне высокого имущественного ценза. Таким образом, выборы проходили под эгидой местных ханов и лордов, и голосовали на них только зачастую их вассалы и служащие. Имел место намеренный набор ханами нужных людей и обеспечение их по цензу путём "одалживания" имущества. Выходило так, что энзельханом выбирался кандидат от самого обеспеченного и населённого улуса, что подстегнуло лишь недавно успокоившихся ханов к новым войнам.

Энзельхан Эоар Айдельгерейн

Первым избранным энзельханом стал Эоар Айдельгерейн, второй сын лорда Кастема. Его правление мало чем запомнилось - он не проводил никаких особых реформ, зачастую только "тащив" богатства к родичам, а после унаследования Кастема стал больше обустраивать его, вливая туда немалые деньги. Он пытался привлечь и даже насильно переселить в Кастем людей, надеясь на победу своего кандидата на следующих выборах.

Энзельхан Хийян

Планы Айдельгерейнов провалились, и вторые выборы, как ни странно, оказались самыми демократическими. К власти в Ротархесе пришёл неродовитый Хийян, представитель мелкого клана Ликардийнов. Хийян, будучи энзельханом, основал новую династию Хийян-Нортеда, позже известную как Хианлуксайаны. Правление Хийяна запомнилось двумя событиями - Походом к Морю, в ходе которого были захвачены остатки Королевства Гидры, где на части захваченных земель Хийян основал своё новое ханство, и новый этап либерализации - были приняты законы по охране труда и порядке управления фабриками и заводами.

Что характерно, Хийян имел знаменитого потомка, правителя созданного им улуса - Хианлукс.

Энзельхан Марейярф Фарейявелл

Фарейявеллы вернулись в Ротархес в период правления Марейярфа. Этот энзельхан полностью обосновался на землях бывшего Королевства Гидры, проведя полную их интеграцию и раздел, на почве которого имел конфликт с Хианлуксайанами, которые, по его мнению, незаконно присвоили эти земли по воле "лихоимца"-Хийяна. Он даже занял эти земли, поставив Хианлуксайанов на грань уничтожения, но на мирных переговорах, в которых широко участвовали великие улусы (формировалась дипломатическая школа, ранее всё решалось оружием), Хианлуксайанам удалось отстоять свои земли. Эпоха Марейярфа также запомнилась появлением новых архитектурных стилей.

Энзельхан Хайхфон Лейяртайс

Хайхфон Лейяртайс из Гортедена правил довольно недолго - 9 месяцев, не успев сделать ничего значимого, умерев, упав с обрыва на открытии моста через этот обрыв.

Энзельханат Рейякальмейдайре

Последним избранным энзельханом стал Олгуйр Рейякальмейдайре, племянник правителя Сенсала, который сразу после нервного избрания стал делать всё, чтобы он и его потомки это место не потеряли. После запутанных и быстрых реформ выборы стали формальностью, а затем и вовсе перестали проводиться. Последний избранник стал для Альтрасов худшим - он вновь произвёл сращивание своего клана с Ротархесом, делал всё не для общего блага, а для своего клана.

Установленный Олгуйром Энзельханат Рейякальмейдайре стал одним из самых долговечных, но это долгое время стало временем гниения и упадком. Род Рейякальмейдайре за счёт Ротархеса расширил свои владения, став крупнейшим улусом-лордством на юге и среди Альтрасов вообще. Коррупция, возобновление закрепощения, сворачивание свобод и бессудные расправы - главные спутники режима Рейякальмейдайре. Казалось, машину, созданную Олгуйром, сломить было невозможно. Среди населения распространилась апатия.

Хьялегама

В период поздних Фарейявеллов в земли Альтрасов прибыли хельгарнские проповедники, главных из которым стал Йехаом Халегамменберг, известный как Хьялегам-Иза. Была создана новая национальная религия Альтрасов, совместившая черты Хельгарна и староальтрасской языческой религии - Культа Солнца. После смерти пророка стали появляться самозванцы, объявляющие себя преемником пророка, так как их тела стали вместилищем его души. Так или иначе, нового пророка так и не было найдено, хотя некоторые альтрасы и даже их правители разделились на группы, поддерживающие одних или иных пророков, что стало поводом для новых войн.

За довольно короткое время старый Культ Солнца был вытеснен новой религией - Хьялегамой. Разные энзельханы по-разному относились к религии, но зачастую поддерживали Хьялегаму. Её поддержку прекратилась лишь при Рейякальмейдайре.

Хианлукс Великий. Создание единого Альтрасского государства и конец эпохи Вейяроулусехс

Реформатор

Где-то в ноябре 2014-ого к власти в созданном энзельханом Хийяном улусе пришёл хан Хианлукс. Он был прогрессивным в своих взглядах, незадолго до воцарения отправился в путешествие по ИЖ и Тайфалии, где заручился поддержкой и выкупил некоторые чертежи и книги. Прибыв домой, он, при поддержке приглашённых советников из ИЖ и Тайфалии, начал проводить модернизацию своих земель - усиленно строил заводы, развивал города, ввёл свою валюту, обеспечил соблюдение прав граждан, и, что главное, наладил производство новейшего оружия.

После создания стабильного и мощного государства Хианлукс отправился в поход на соседние улусы. За (реальную?) неделю он покорил практически всю северную половину Альтрасских земель.

Падение Энзельханата Рейякальмейдайре

Энзельхан Варайгеоль Рейякальмейдайре был разгневан чрезмерным расширением улуса Хианлукса и, пользуясь древним правом, принял решение исключить его из конфедерации, бросив на произвол судьбы, а через несколько дней собрал войска всех оставшихся улусов и отправился в поход против Хианлукса. Тот, однако, благодаря технологическому превосходству, разгромил союзные войска. Оставшиеся войска улусов были ничтожно малы, а многие ханы и лорды, как воевавшие против Хианлукса, так и оставшиеся в стороне, признали его своим господином. Энзельханат Рейякальмейдайре стал рушиться, а авторитет рода Рейякальмейдайре, казавшегося несокрушимой гидрой, вцепившейся в земли альтрасов, упал ниже плинтуса. За считанные дни Хианлукс, поддерживаемый либеральными землевладельцами и измученным населением, добрался до Ротархеса. После недельной осады крепость пала. Варайгеоль Рейякальмейдайре ещё во время осады отрёкся от престола, а с взятием Ротархеса отрёкся и его наследник. Хианлукс перенёс в поверженный город столицу, провозгласив конец энзельханата, назвав себя последним энзельханом. Он выдвинул всем другим правителям-альтрасам ультиматум - либо присягнуть ему, либо воевать с ним. На этом эпоха раздробленных и отсталых Альтрасов подошла к концу. Хианлукс провёл модернизацию остальных районов по аналогии со своим улусом, а также провёл административную реформу, упразднив всю феодальную систему. Его преемники носили титул Императоров Альтрасов.ф

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики