ФЭНДОМ

Яльярёхаребе - племенное государство Змооромфов, занимавшее большую часть Корнисонакского полуострова. Как змооромфский гегемон существовало довольно непродолжительное время, предшествуя Корнисонаксу.

Предыстория

До 30-х годов V века на полуострове прочно господствовали Аливарджаки. Их государство, в отличие от предшествующих, было более цивилизованным и централизованным, опираясь на оседлое население, твёрдое управление и собственно государственность.

В период Аливарджаков независимые племена, платившие дань Аливарджакам, обитали только на севере полуострова. Аливарджаки проводили ревизии этих племён для большей эффективности сбора дани, и именно из этих источников известно о крупном племенном союзе Харьякъэ. Этот союз объединял кланы, которые известны под упомянутым названием. Ранние переписи свидетельствуют о том, что племена Харькъэ были достаточно мирными, редко вступая в стычки с соседями, несмотря на мастерство своих воинов.

Перелом в развитии Харьякъэ произошёл, когда область Меолербазсъесанъета (ранее известная под названием меньшей своей части - Керъамандапана) была передана Аливарджаками элларскому королевству Теденерусаил после неудачного подавления восстании. Харьякъэ были вынуждены бежать с занятых элларами земель. В этот период повышается их агрессивность и воинственность. Перекочевав с северо-востока, Харьякъэ покоряют несколько племён. Выплату дани Аливарджакам они продолжали.

С 430-ых годов племена начинают свою экспансию, захватывая соседние земли на севере полуострова. Экспансия Харьякъэ привела к миграции иных племён и новой дестабилизации в регионе. После ультиматума от Аливарджаков племена Харьякъэ умерили свой пыл.

История

Становление

В начале 440-ых, когда государство Аливарджаков было погружено в гражданскую войну, ситуация выходит из-под контроля. Племена Харьякъэ, где к власти пришёл воинственный вождь Тугъулуар, перестают платить дань и продолжают прерванную экспансию. Покорив значительную часть северных племён, Тугъулуар распорядился именовать себя Рейбейем Великих Фьёхарьякъэ. Его владения становятся известны как Яльярёхаребе. Яльярёхаребе захватывали не только иные племена, но и вторгаются в пределы владений Аливарджаков в северо-западной части полуострова, захватывая их посты для торговли с Гервейном и гервейнские фактории, а также проникают в район Алобона.

В 442-ом году гражданская война в Государстве Аливарджаков завершается со смертью главного претендента на трон. Утвердившийся в столице владыка требует от Тугъулуара покинуть пределы владений Аливарджаков, но тот игнорирует их ультиматум. Отправленное на подчинение непокорного вождя войско было разбито на северо-востоке полуострова. В 446 году Тугъулуар прорывается к одноимённой столице Аливарджаков и быстро захватывает её, после чего разрушает до основания. Большая часть представителей рода Аливарджаков была убита, немногие уцелевшие бежали.

Победа над Аливарджаками превращает Яльярёхаребе в нового змооромфского гегемона.

Недолгое господство

Через несколько месяцев после величайшей победы Тугъулуар умирает, и за его наследство начинается борьба между его многочисленными сыновьями. При этом они игнорировали проблемы практически отсутствовавшего управления. Разрозненные кланы оказались не в силах дать отпор многочисленным внешним и внутренним врагам, посему они заключали с ними выгодные соглашения, рассчитывая вскоре укрепить власть и разорвать их. Такой договор был заключён и с Корнисонаксом, который получил значительную часть юга полуострова.

После недолгой стабилизации в 449-453 годах "государство" снова погрузилось в хаос, что позволило Корнисонаксу и появившемуся в 452 году т.н. Государству Поздних Аливарджаков нанести удар и занять значительную часть земель на юге полуострова. Вайнзарский договор, подписанный при посредничестве элларов, закрепил независимость и границы двух змооромфских образований.

Падение

Воинственный Корнисонакс не желал довольствоваться небольшими землями на юге полуострова, и вскоре начал новый поход против Яльярёхаребе, где по-прежнему пылали междоусобицы.

Недолгое объединение вождей перед лицом внешней угрозы помогло одержать победы в 458-459-ых годах, но это не сломило корнисонаксцев, и неудачи сменились успехами в 460-463-х годах. Захватив восточную половину владений Яльярёхаребе, корнисонаксцы деморализовали соперников. Остальные кланы в 462-463-х годах перешли на сторону корнисонаксцев и/или сдались.

Некоторые кланы, так или иначе связанные с родом Харьякъэ, продолжали борьбу вплоть до 470-ых годов.

Отношения с иными странами и племенами

Эллары

Исторически род Харьякъэ недолюбливал элларов. Ненависть правители Яльярёхаребе пытали лишь к арвабам. Известно о походе на Теденерусаил, результатом которого стало возвращение Меолербазсъесанъеты (за исключением Керъамандапаны).

С Гервейном отношения были неопределённые - правители Яльярёхаребе пытались вернуть под свой контроль Алобон, который в ходе завоеваний так и не был взят, после падения Аливарджаков запросив гервейнского протектората, а также Баликию и Ликеру, которые были вассализированы Аливарджаками после Алобонского похода. Прямых войн между Гервейном и Яльярёхаребе не было, однако правители последних не препятствовали набегам слабо контролируемых племён на гервейнские города и фактории.

Корнисонакс

По договору с Корнисонаксом, тот считался вассалом Яльярёхаребе, но фактически был независим и не подчинялся никаким распоряжениям кого-либо из вождей Яльярёхаребе.

Правительство

Яльярёхаребе было противоположностью Аливарджаков, не имея правительства как такового и не контролируя большей части своих территорий и населяющих их племён. Границы были номинальны.

Власть номинально принадлежала вождю - Рейбейю. Тот, однако, почти всегда имел некую клику из родственников-вождей, в которую изредка также входили духовник и представители иных родов и племён. Такие правительства быстро распадались на несколько враждующих группировок, которые боролись за власть военным путём.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики